Не секрет, что в современной культуре стали очень популярными вампиры.
Каждый год режиссеры снимают десятки фильмов про борцов с вампирами,
либо про самих кровопийц, издательства выпускают целые серии вампирской
литературы, юные готы в специально созданных тематических форумах
обсуждают, как наиболее правильно выпить кровь возлюбленных… А что же
думает о вампирах современная медицина?
Рассказы и легенды об оживающих покойниках и злых духах, питающихся
человеческой кровью, существовали фактически во всех без исключения
культурах мира. Вовлекались злые боги и настроенные враждебно духи, в то время
как в европейской культуре значительно большей популярностью
пользовались вампиры-покойники. Человеческая кровь издревле считалась основой нашей
жизненной силы, поэтому существа, которые могли выпивать ее у человека,
вызывали панический суеверный ужас.
Славянская прародина вампиров
Как ни странно, но современные
европейские представления о кровососах-мертвецах в значительной степени
основываются именно на славянской мифологии.
Так, явное большинство исследователей
сходится в том, что слова упырь и вампир — имеют общее происхождение.
Начальный носовой звук, в большинстве славянских языков дал "у" (откуда и
пошло русск. упырь, укр. белор. упiр, чешск. upír, упир; из вост.-слав.
языков — совр. польск. upiór или ст.-польск. upir), а в некоторых
сохранился звук "в" (ст.-польск. wаpierz, ст.-болг. вампырь, позже
въпиръ, вапиръ). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово было
заимствовано в западноевропейские языки (англ. vampire, нем. vampir, фр.
vampire,).
Народные суеверия о кровопийцах
Восточной Европы оказали гигантское влияние на жителей соседних стран,
потому-то со временем образ вампира стал практически универсальным почти
что для всего мира.
Сильно обогатили легенды о вампирах в Румынии, Венгрии и славянских
землях сказания цыган о живых мертвецах. Цыганская прародина, Индия,
имеет большое количество вампирских личностей. Прет или Бхут — это душа
человека, который умер несвоевременной смертью. Ночью душа такого
человека бродит вокруг оживших мертвых тел и нападает на живых, подобно
вампиру. По легендам, в Северной Индии, может быть обнаружена
Брахмаракшаса (BrahmarakShasa), вампироподобное создание, у которого
голова, увенчана кишками с черепом, из которого оно и пило кровь. Пишака
(pishacha) и Ветала— хотя и немного другие существа, но в все же они
имеют и сходство с вампирами. Приверженцы индуизма верят в переселение
душ после смерти, потому полагается, что если человек вел порочную или
распутную жизнь, а также если он много грешил или покончил с жизнью
самоубийством, то его душа реинкарнируется в злых духов – пишака или
ветала. Это его перевоплощение не было определено при рождении, а было
«заработано» непосредственно в течение жизни. Дальнейшая судьба
подобного злого духа предопределена тем, что они должны каким-либо
образом достигнуть освобождения от этого проклятия и заново войти в мир
смертных при следующем своем перевоплощении.
Должно быть, самое известное индийское божество, которое напрямую
связано с питьём крови и смертью — это Кали, которая имеет острые клыки,
носит целые гирлянды из черепов или даже трупов и имеет четыре руки. Её
храмы находятся возле земель, в которых проводят кремацию. Она вместе с
богиней Дургой (Durga) сражались с демоном Рактабия (Raktabija),
который в свою очередь имел возможность размножаться с помощью любой
капли пролитой крови. Чтобы не дать демону размножаться, Кали выпила всю
его кровь не пролив ни капли и таким образом битва была выиграна, а
демон Рактабия убит.
Что примечательно, имя Кали является
также приложением к официально непризнанной цыганской святой Саре
(Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Марии Магдалине и Деве
Марии, вместе с которыми высадилась на берегу Франции. Цыгане и по сей
день каждого 25 мая проводят церемонию в той самой французской деревне,
где, предположительно, произошло это событие. Так как святилище
Сары-Кали находится под землёй, то местные жители издревле с сильным
подозрением относились к поклонению этой «цыганской святой». Среди
многих выдвигаемых ими версий были и такие, как причастность культа
Сары-Кали к сатанизму, а церемонии, устраиваемые цыганами, считали
вампирскими оргиями.
У славян считалось, что вампирами обычно
становятся самоубийцы, жертвы убийств, отлученные от церкви или
похороненные по "неправильным" ритуалам, а также умершие колдуны. Если
же человека кусал вампир, то это означало непреложный приговор к его
вампирскому же существованию после смерти. По распространенным
верованиям, вампиры, также как и ведьмы, наиболее сильно активизируются в
канун дня Святого Георгия (4 мая по григорианскому или 22 апреля по
юлианскому календарю). В эту ночь все представители сил зла выходят из
своего логова. По крестьянским верованиям считалось что тот, кто умер до
своего положенного срока, будет и дальше доживать свой век после смерти
в образе ожившего трупа. Но такому ожившему покойнику уже не подходит
обычная человеческая пища, поэтому он добывает жизненную силу у живых
людей, выпивая их кровь.
Ни для кого не секрет, что лучшее
лечение – это профилактика. Именно поэтому родственники погибшего, если у
них было хоть малейшее подозрение, что он может стать вампиром, заранее
принимали необходимые меры. Бытовало мнение, что обезвредить вампира
можно несколькими способами: положить ему в рот чеснок, в гроб распятье
либо прибить гвоздями одежду к гробу или же «классически» проткнуть
сердце покойника осиновым колом. Причем смысл последнего действия был
двояк. С одной стороны, труп без сердца имел гораздо меньше шансов на
дальнейшее оживление, с другой – осиновый кол прибивает тело покойника к
земле, так что вампир попросту не сможет вылезти из своей могилы.
Некоторые даже хоронили подобных покойников с лезвием косы над их шеями,
дабы вампиры обезглавили сами себя, если вдруг начнут подниматься из
могилы.
У румын было принято умерших раньше
срока людей (детей и просто молодых людей) могли «проверять на
вампиризм». Для этих целей после похорон в течение нескольких лет (до 7)
не зарывали их могилу, чтобы можно было в любой момент прийти и
посмотреть, нормально ли разлагается тело. Если тело разлагается
правильно, то могилу зарывали, а если же покойник в течение долгого
времени оставался нетленным, то тело обезглавливали, в рот клали чеснок,
а тело пробивали осиновым колом.
|